Общая
характеристика образовательного
учреждения (включая особенности района
его нахождения, в том числе особенности
экономические, климатические, социальные,
транспортные и др.).
Муниципальное
специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная
школа – детский сад V – VIII и других
видов» (МСОУ) г.Мытищи Московской области.
Учредитель – Администрация
Мытищинского района Дата регистрации
Устава 01.08.2011г. Лицензия РО№007899
регистрационный №64860 от 09.09.2010 г.
Свидетельство об аккредитации АА
152634 Рег.N1019 от 25.11.2010г.
Юридический адрес:
141018 Московская область, город Мытищи,
Новомытищинский проспект, д.80, корпус
7-А Фактический адрес: 141018 Московская
область, город Мытищи, Новомытищинский
проспект, д.80, корпус 7-А Телефон –
факс : 581-72-22
Открыто
7.02.1997года.
Режим работы: пятидневная
рабочая неделя (7:00 - 19:00)
Учреждение,
руководствуясь «типовым положением о
коррекционном образовательном
учреждении», выполняет социальный заказ
Мытищинского района по оказанию детям
с ограниченными возможностями здоровья
образовательных и оздоровительных
услуг.
Состав
обучающихся
Учреждение рассчитано на 7 групп: - 4
дошкольные группы (3 – 8 лет) для детей
с нарушением интеллекта, речи,
опорно-двигательного аппарата (ДЦП),
синдромом раннего детского аутизма,
эписиндромом, тяжёлыми органическими
поражениями ЦНС. - 3 группы для детей
школьного возраста с интеллектуальной
недостаточностью, сочетанной с другими
нарушениями.
Численность детей:
На 1.09. 2008г. – 63 человека
(37 – дошкольников, 26 - школьников);
на 1.09.2009г – 70 человек
(41 – дошкольников, 29 – школьников).;
на 1.09.2010г. - 70 человек
(42 дошкольника и 28 школьников)
Учреждение
посещают дети с психо-неврологическими
заболеваниями:
|
2008-2009уч.год
|
2009-2010уч.год
|
2010-2011 уч.год
|
Детский церебральный
паралич
|
13
|
16
|
15
|
Эпилепсия
|
5
|
12
|
15
|
Последствия перенесённой
нейроинфекции и послеродовой травмы
|
1
|
1
|
1
|
Синдром Дауна
|
6
|
6
|
7
|
Ранний детский аутизм
|
12
|
17
|
11
|
Другие хромосомные и
наследственные заболевания
|
2
|
2
|
1
|
Количественно в группах:
|
2008-2009 уч.год
|
2009-2010 уч.год
|
2010-2011 уч.год
|
1 группа
|
10
|
9
|
10
|
2 группа
|
10
|
11
|
11
|
3 группа
|
7
|
12
|
10
|
4 группа
|
9
|
10
|
10
|
5 группа
|
8
|
11
|
8
|
6 группа
|
10
|
9
|
10
|
7 группа
|
9
|
10
|
10
|
Всего
|
63
|
72
|
69
|
Количественно по
классам: На конец 2010-2011 учебного года
в школе обучалось 28 учеников,
функционировало 4 класса
- комплект. Наполняемость классов в
среднем по школе составляет 7 учащихся:
|
2008-2009 уч.год
|
2009-2010 уч.год
|
2010-2011 уч.год
|
Подготовительный
|
7
|
10
|
9
|
1
|
5
|
6
|
6
|
2
|
8
|
1
|
5
|
3
|
4
|
8
|
1
|
4
|
1
|
5
|
7
|
Всего
|
25
|
30
|
28
|
Из приведённых в таблице
данных, видно, что контингент
обучающихся достаточно
стабилен, движение учащихся происходит
по
объективным причинам.
В сравнении с 2009-2010 учебным годом с
учётом прибывших и
выбывших количество учащихся в 1-4 ,
количество учащихся сократилось на 2
человека.
Администрацией школы
приняты меры по укреплению контингента
учащихся в школе и в
2010-2011 учебном году будут открыты
подготовительные (по потребности —
возможно 2), 1, 2, 3-4 комплект-классы.
В течение анализируемого
периода нет отчисленных учащихся,
выбытие учащихся
происходит по объективным причинам.
Социальный
паспорт МСОУ на 2010-2011 уч.год:
|
1 группа
|
3 группа
|
3 группа
|
4 группа
|
5 группа
|
6 группа
|
7 группа
|
Всего детей
|
10
|
11
|
10
|
10
|
8
|
10
|
10
|
Дети-инвалиды
|
7
|
6
|
7
|
5
|
7
|
10
|
7
|
Дети из полных семей
|
8
|
8
|
7
|
6
|
7
|
3
|
8
|
Дети из многодетных семей
|
1
|
-
|
|
|
|
|
|
Дети, находящиеся под опекой
|
-
|
|
|
1
|
|
|
|
Дети из неполных семей
|
2
|
3
|
3
|
4
|
2
|
7
|
2
|
Работающие мамы
|
3
|
8
|
6
|
4
|
4
|
8
|
7
|
Неработающие мамы
|
7
|
3
|
4
|
6
|
5
|
2
|
3
|
В школьном отделении
созданы условия для освоения образовательных
программ с учётом индивидуальных
возможностей каждого ученика. Обучение
проводится в классах (подготовительный,
1 – 4 классы).
Структура
управления учреждения, его органов
самоуправления
Внедряется
оптимальная структура эффективного
управления
образовательным
учреждением. Разработана концепция,
программа развития
образовательного
учреждения, создаются условия для
функционирования и
развития
учреждения, в котором реализуются
образовательные программы
дошкольного,
начального общего образования, и
программы дополнительного образования.
В
соответствии с Уставом образовательного
учреждения формами самоуправления
учреждения являются:
• Совет
учреждения;
•
Педагогический совет;
• Родительский
комитет;
• Общее
собрание;
• и
другие формы
Условия
осуществления образовательного
процесса.
Сохранена
и получила дальнейшее развитие
эмоционально привлекательная
воспитывающая среда в условиях
образовательного учреждения. Разработаны
и успешно реализуются, с учетом возраста
учащихся и современных требований к
организации педагогического процесса,
проекты создания и сохранения
образовательного пространства во всех
структурных подразделениях учреждения.
В
учреждении оборудовано 6 кабинетов
индивидуальных занятий, соответствующих
современным требованиям.
Имеющаяся
в распоряжении оргтехника:
магнитофонов
-
телевизоров
-
видеомагнитофонов
-
компьютеров
— 6 (3 административных, 3 — у педагогов)
принтеров
- 2,
многофункциональных
устройств – 2.
Школа
обеспечена средствами мультимедиа:
видеокамер
– 1,
проекторов
– 1,
интерактивных
досок – 1,
Имеется
сайт школы.
Фонд
медиатеки в настоящее время начат учёт.
Школьная
библиотека обладает фондом учебников,
справочной и учебно-методической
литературы.
Уровень
обеспеченности учащимися учебниками
на 2010-2011 год
составляет
94,1%, за счет фонда библиотеки 44,1%. Дети,
находящиеся
в социально незащищенном положении,
получают учебники из
фонда
школьной библиотеки.
В
настоящее время сделан заказ к новому
учебному году на учебники по математике.
Созданные
в школе материально-технические условия
обеспечивают
детям
обучение и воспитание по реализуемым
коррекционным программам.
Сохранен
стабильный, высоко профессиональный
коллектив учителей, воспитателей,
специалистов , способных на современном
уровне решать общую педагогическую
задачу обучения и воспитания на основе
принципов Педагогики Успеха в соответствии
с приоритетными направлениями развития
образовательной системы города Мытищи.
Материально
– техническая база
учреждения в основном соответствует
заявленным программам обучения.
В учреждении
имеется: музыкально-спортивный зал,
методический кабинет, фольклорная
студия, учебные кабинеты начальных
классов, игровые комнаты и спальни в
каждой группе, кабинеты для индивидуальной
коррекционной работы с детьми. Прогулочные
площадки оборудованы верандами.
Медицинский блок учреждения имеет
оборудованное помещение для массажа и
ЛФК. Оборудованы
компьютерами рабочие места администрации.
Организован выход в интернет по выделенной
линии с 2-х компьютеров, подключенных в
локальную сеть МСОУ.
Сайт
МСОУ: http://msou.ucoz.net/.
Учебно-воспитательный
процесс обеспечен техническими средствами
(магнитофоны, телевизоры, диапроекторы).
Требует
дальнейшего оснащения база по
информатизации, необходимо обновление
фонда библиотеки.
Учебный
план МСОУ. Режим обучения.
Учебный план на
2010-2011 учебный год полностью соответствовал
примерному базисному учебному плану
для коррекционных образовательных
учреждений . При этом соблюдалась
преемственность между предметными
областями и учебными предметами.
Полностью обеспечено
выполнение инвариантной и вариативной
частей
учебного плана
и учебных программ по предметам,
факультативным предметам.
Расписание уроков
на 2010-2011 учебный год было согласовано
с Роспотребнадзором. Все учащиеся школы
обучались в 1 смену, что позволило
создать наиболее выгодные условия для
занятий в кружках.
6.
Кадровое обеспечение образовательного
процесса
Воспитательно-образовательный
процесс в МСОУ осуществляют 30 педагогов:
Директор – 1
Заместитель директора
по учебно-воспитательной и коррекционной
работе – 1
Учителя начальных
классов – 4
Учителя-дефектологи,
- логопеды – 7
Воспитатели – 14
Музыкальный руководитель,
-логоритмист – 1
Инструктор по физкультуре
– 1
Педагог-психолог – 1
В МСОУ 1 отличник
народного просвещения, 1 почётный
работник общего образования РФ, 3
педагога награждены грамотами
Министерства образования и науки РФ.
Из 30 человек – 6
педагогов имеют высшую категорию, 5
педагогов – первую категорию, 19
педагогов – вторую категорию
Анализ кадрового состава позволяет
сделать вывод, что в целом педагогический
состав школы достаточно квалифицирован.
Коллектив отличается стабильностью,
вместе с тем пополняется молодыми
кадрами. Количество молодых специалистов,
пришедших за последние 5 лет составляет
3 человека (10%), что объясняет изменение
процентных соотношений по категориям.
Растет профессиональный уровень
педагогов школы . В этом учебном году
получили более высокую квалификацию 6
педагогов : Иванова Т.В., Кузина А.В.,
Зарецкая Г.В..(высшую), Мочалова
Г.Е.(первую), Верещако М.Н., Карнюшина
Е.А., Федосова В.А., Федина Ю.В., Столярова
Н.Н. (вторую).
Результаты психолого-педагогических
исследований педагогического коллектива,
показали, что психологический климат
в коллективе при высшем бале 5, учителя
оценивают на 4. При этом особо высокие
оценки получали такие показатели, как
отношение к работе, готовность коллег
оказать методическую помощь друг другу.
Диагностика профессиональной подготовки
показала, что более половины опрошенных
(55,1%) удовлетворены уровнем профессиональной
подготовки и собираются постоянно ее
совершенствовать.
Данные анкетирования родителей в течение
учебного года, показали, что 89,8% родителей
довольны качеством преподавания в
школе, 82,3%– уровнем организации учебно-
воспитательного процесса, 76% - отношениями
с педагогами, администрацией.
8.
Образовательная деятельность
Учреждение
посещают 70 детей с ограниченными
возможностями здоровья в возрасте от
3-х до 14-ти лет, жители Мытищинского
района. Из них 54 – дети-инвалиды.
В
учебном процессе в начальной школе
акцентируются коррекционно-развивающий
характер обучения, игровые компоненты,
стимулирующие задания для учащихся.
Особое внимание уделяется дифференцированному
подходу к ученикам.
Содержание
образования в начальных классах
проводится по программам для . Обогащается
материалом, прямо нацеленным на развитие
интеллектуальной, эмоциональной сфер
учеников.
Учебные
занятия проводятся в одну смену.
Расписание
уроков построено на основании базисного
плана коррекционных школ VIIII
вида, с опорой на таблицу Сивкова.
Специфика
интеллектуального и личностного
недоразвития обучающихся требует
направленной коррекции не только в
учебной деятельности, не менее важно
развитие коммуникативных умений, навыков
содержательного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми, регуляции
эмоциональных, нравственно-поведенческих
и других свойств психики.
В
младших классах проводится игра и
игротерапия, а также внеклассные
мероприятия, содержание которых
разрабатывается педагогами при участии
психолога, врача и других специалистов.
Начальная
школа
включает пропедевтико-диагностический
период (подготовительный класс).
Содержание обучения на данной ступени
строится на основе общих закономерностей
развития психики ребёнка и новообразований,
возникающих юлагодаря коррекционному
обучению и социальному развитию.
Основными
задачами начального обучения в
подготовительном, 1-4 классах являются:
-
Формирование основ учебной деятельности,
элементарное усвоение образовательных
областей: язык и речь, математика, живой
мир в соответствии с индивидуальными
возможностями обучающихся.
-Реализация
коррекционных мероприятий по физическому
и психическому оздоровлению обучающихся,
устранению или сглаживанию специфических,
индивидуальных нарушений в доступных
видах деятельности.
Во
внеклассной деятельности проводится
воспитательная работа с детьми по
формированию основ социально-бытовой
ориентировки, развитию культурно-гигиенических
навыков. Много внимания уделяется
игровой, театрализованной, конструктивной
деятельности.
Результаты
обучения
В
2007-2008 учебном году :
Из
подготовительного класса районной ПМПК
1 учащийся из 6 рекомендован пробному
обучению в 1 классе общеобразовательной
школы. 5 человек продолжают обучение в
коррекционной системе.
Из
4 класса 2 учащихся продолжают обучение
в коррекционной школе VIII
вида и 2 переведены в учреждения соцзащиты.
в
2008-2009 учебном году:
Из
подготовительного класса районной
ПМПК 4 учащихся из 7 рекомендованы
пробному обучению в 1 классе
общеобразовательной школы. /В настоящее
время все наши выпускники продолжают
обучение в общеобразовательных школах/
Из
4 класса 1 ученица переведена в систему
соцзащиты (по основному заболеванию).
В
2009-2010учебном году 5
учащихся 4-го класса продолжат обучение
в 5 классе коррекционной школы VIII
вида, 3 ребёнка после дошкольной подготовки
будут обучаться в общеобразовательных
школах.
В
2010-2011 уч.году
6 выпускников нашей начальной школы
после 4 класса продолжат обучение в
коррекционной школе, 1 — решением районной ПМПК оставлен на
повторное обучение в 4 классе, что
составляет 3,5% от общего количества
уч-ся. .
Подготовительный
класс: 2 уч-ся переходят в 1 класс в другие
школы,
один ученик выведен на длительное
лечение, 6 учащихся
будут учиться в 1 классе (учитель Столярова
Н.Н.).
1
класс — на начало и на конец года 6
учащихся по списку, 5 переведены во
второй класс,
Годовую
аттестацию проходили учащиеся 2-4-х
классов.
2
класс — на начало и на конец года 5
уч-ся, все переведены в 3 класс.
3
класс - на начало и на конец года 1 уч-ся,
переведена в 4 класс.
Педагогическая
работа строится на индивидуальном
подходе к каждому ребёнку с учётом
особенностей его развития и возможностей
обучения. Создаются оптимальные условия
для формирования и развития коммуникативных
навыков: речь, игра, самообслуживание,
нормы социального поведения, доступные
виды труда и др.
Однако
следует отметить, что оценка уровня
подготовки школьников, выявила серьезные
проблемы в начальной ступени образования.
Обучение проводилось по программам
коррекционной школы VIII вида, тогда, как
интеллектуальный диагноз соответствовал
возможностям освоения школьной программы
для детей с умеренной умственной
отсталостью. К будущему учебному году
готовятся учебные программы для данной
категории учащихся. Во внеклассной
работе остается еще очень много проблем,
слабо налажена координация различных
мероприятий, в этом году эти проблемы
были осложнены отсутствием слаженности
в управлении воспитательным процессом
во внеурочное время.
Задачи
дошкольного отделения:
диагностические, воспитательные,
коррекционно-развивающие и образовательные
(эмоциональное, моторное развитие,
формирование навыков самообслуживания,
культурно-гигиенических навыков,
игровых, а так же речи, как средства
общения).
Коррекционно-образовательная
работа с детьми 3-8 лет в два этапа:
I
этап младший и средний: учебная нагрузка
16 занятий в неделю (от 5 до 15 минут).
Обучение
и воспитание проводится по программе
воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
Преобладающая деятельность – игра.
II
этап средний и старший дошкольный:
учебная нагрузка 18 занятий в неделю
(15-20 мин). Вводятся общеобразовательные
предметы, стимулирующие интеллектуальное
и всестороннее развитие детей.
Программы,
используемые в дошкольном отделении
Программа
воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью,
разработанная авторским коллективом
/ Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин,
Н.Д.Соколова/. Стребелевой
При
освоении данной программы отдельными
детьми, содержание обучения постепенно
усложняется и расширяется. Педагоги
используют в таких случаях Программу
воспитания и обучения в детском саду
/Васильевой М.А./
Ежегодно
из дошкольного отделения различный
процент детей после получения
коррекционно-образовательной помощи
в МСОУ представляется районной ПМПК на
перевод в общеобразовательные дошкольные
учреждения или в общеобразовательные
школы города. В этом году два выпускника
дошкольного отделения начнут обучение
в 1 классе общеобразовательных школ
. (Остальные будут
обучаться по коррекционным школьным
программам.
Анализ
воспитательной работы школы
В
школьном отделении воспитательная
работа была ориентирована на продуктивную
деятельность учащихся во внеучебное
время. Помимо выполнения режимных
требований воспитатели много внимания
уделяли конструктивной деятельности.
В 7 группе воспитатели Байкова т. к.
и Атаева Г.А. научили детей работе с
конструкторами ЛЕГО, пазлами. 6 группа:
воспитатели Белозорова С.П., Поленова
Е.Е. - много внимания уделяют всестороннему
развитию детей. Занятия по безопасности
жизнедеятельности, которые непременно
подкрепляются практикой, учат детей
адаптироваться в окружающем мире.
В 5
группе воспитатели Мочалова Г.Е. и
Трубникова Н.П.большую работу с девочками
проводят по экологии. Уход за животными
и растениями воспитывает у детей любовь
к природе, ответственность за свои
действия.
В отчетном учебном
году успешно работали кружки по курсам
«Основы СБО» (Трифонов А.А.), «Фольклорная
студия» (Стрельцова Н.С.). Результатом
работы кружков стало участие фольклорной
группы в концерте в ДК «Яуза», посвящённом
декаде инвалидов, а так же участие
фольклорной группы в праздниках
учреждения. Кружок СБО в этом году
включал в свой план выжигание, но работ
представлено мало.
Спортивные мероприятия
, запланированные инструктором физкультуры
Федосовой В.А., проведены. У детей
сформированы понимание и навыки
выполнения физкультурных инструкций,
во время проведения спортивных праздников
формируется здоровый дух соревнований.
Праздники в учреждении
проводятся по план. В этом году значительно
изменилось содержание их в школьном
звене, где учащиеся большую часть
действий выполняют самостоятельно.
9.
Состояние здоровья детей, меры по охране
и укреплению здоровья
Особое
внимание в МСОУ уделяется состоянию
здоровья учащихся.
96% детей,
посещающих МСОУ, имеют два и более
сочетанных дефектов развития.
В
программу медицинских мероприятий
входят:
Профилактика
Диагностика
Лечение
Реабилитация
Ведётся строгий учёт
посещаемости детей. Ежегодно проводится
всестороннее обследование всех
воспитанников врачами 2-й детской
поликлиники (ЛОР, невропатолог, окулист,
гинеколог, хирург, ортопед, эндокринолог,
гастроэнтеролог). А также проводится
лабораторное обследование детей.
Своевременно проводится вакцинации
детей. Круглогодично в рацион питания
введены соки и фрукты. Для профилактики
сезонных респираторных заболеваний
проводится дополнительное кварцевание
групповых помещений. Соблюдается режим
проветривания помещений, прогулок. По
назначению врача проводятся курсы
массажа (2-3 курса в год) и ЛФК. В 2010-2011
учебном году заболеваемость по ОРВИ
была не ниже, чем в предыдущие годы, это
связано с предыдущим ослаблением
иммунитета детей в период задымления
в прошлом августе. Ведётся мониторинг
заболеваемости детей. Ведётся
санитарно-просветительская работа с
родителями воспитанников и сотрудниками
по профилактике заболеваний. Ведётся
также контроль по выполнению требований
СанПИНа в образовательном процессе.
В этом учебном
году педагог психолог работал по
следующим направлениями деятельности:
- консультировании
педагогов в классах, проходивших
адаптационный период;
- углубленная
диагностика причин отклонений в
интеллектуальном и психологическом
развитии детей;
- система занятий
с учащимися;
- консультирование
родителей;
- психолого-педагогическое
сопровождение коррекционной работы.
10.
Организация питания
Дети
получают бесплатное 5-разовое питание
по 24-х дневному меню, разработанному
отделом питания управления образованием.
Ежедневно в рацион питания включены
овощи, фрукты, соки, молочные продукты.
Из бюджета на питание детей приходится:
На
дошкольника – 105руб.22коп
На
школьника - 135руб.07коп
11.
Безопасность
Большое
внимание уделяется безопасности детей.
Территория МСОУ имеет хорошее ограждение.
В учреждении установлена пожарная
сигнализация, дымовые извещатели,
«тревожная» кнопка, имеется 17
огнетушителей. Охрану МСОУ осуществляет
охранное агентство «ЧОП Арсенал-СБ».
12.
Социальная активность и социальное
партнерство общеобразовательного
учреждения (сотрудничество с вузами,
предприятиями, некоммерческими
организациями и общественными
объединениями; социально значимые
мероприятия и программы общеобразовательного
учреждения и др.). Публикации в СМИ об
образовательном учреждении.
В
течение учебного года учреждение
взаимодействовало со следующими
организациями:
ПАПО
— методическое взаимодействие по
учебной деятельности, а также, осуществлялся
приём слушателей академии в процессе
курсовой подготовки;
ЦППР
— на районной ПМПК приём детей по нашим
направлениям и приём детей для последующего
устройства на обучение в МСОУ;
Коррекционная
школа 8 вида — взаимодествие, направленное
на преемственность в обучении детей;
Социальный
центр «Мечта» - разработка совместной
программы взаимодействия по вопросам
детей-инвалидов;
2-я
детская поликлиника — обслуживание
воспитанников МСОУ;
ТБМ
— благотворительная деятельность;
Московский
кредитный банк — благотворительная
деятельность;
Социальный
городской банк — благотворительная
деятельность;
Библейская
миссия — благотворительная деятельность;
Мытищинский
приборостроительный завод —
благотворительная деятельность;
13.
Основные сохраняющиеся проблемы
общеобразовательного учреждения (в
том числе, не решенные в отчетном году).
Остается
проблема обучения детей со сложной
структурой дефекта и умеренной умственной
отсталостью, обучение учащихся по
программе коррекционной школы 8 вида
не даёт результатов по усвоению программы.
Исходя
из анализа данных факторов, считаем
положительным в работе МСОУ:
-
в учреждении созданы условия для
образовательной деятельности и социальной
реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья: кадровые,
методические, материально-технические;
-
образовательные запросы родителей
воспитанников МСОУ выполняются;
-
воспитанникам МСОУ обеспечена
безопасность, сохранение жизни и
здоровья, полноценное сбалансированное
питание;
результативность
деятельности учреждения проявляется
в повышении квалификационных характеристик
педагогических кадров, укреплении
материально-технической базы учреждения,
и, главное, получении детьми с ограниченными
возможностями здоровья дошкольного и
начального школьного образования,
выходе обучающихся на новые образовательные
уровни (в общеобразовательные школы и
коррекционную школу VIII
вида) с учётом их индивидуальных
возможностей.
Общая оценка
работы школы.
В целом
поставленные задачи были успешно решены.
Основные направления
ближайшего (на год, следующий за отчетным)
развития общеобразовательного учреждения.
Перед
учреждением стоит задача по построению
образовательной программы для нашего
контингента учащихся, в соответствии
с их возможностями.
|