«Значение русского детского фольклора в эмоциональном развитии детей с ограниченными возможностями»
Едва ли можно найти материал, близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости. Это – детский фольклор. Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора. Детский фольклор представляет собой народное творчество, объединяющее мир детей и мир взрослых, выработанное вековыми традициями. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, помогает раскрытию, раскрепощению, оказывает эстетическое и эмоциональное воздействие на ребенка, вызывает интерес к деятельности.
Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им прежде всего эмоционально. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Постепенно мы отучились сопереживать, сочувствовать, то есть разучились вставать в позицию другого человека. Эмоциональная отзывчивость на состояние другого человека – это эмоция высшего порядка, несущая нравственное содержание. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации и начинать нужно раннего детства. Поможет нам в этом фольклор. В этом плане фольклор неоценим. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны нашим детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами участники музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. Такое исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности, отражают их собственный эмоциональный опыт и развивают его.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его интеллектуальному и эмоциональному развитию. Традиции русского народа, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в «Русском детском бытовом фольклоре, в песнях, забавах, играх…» говорил Е.А. Покровский в книге «Детские подвижные игры», 1982 г. Автор рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного, эмоционально-нравственного воспитания. В процессе игры ребенок познает мир, приобретает умения и навыки; развитие способностей происходит как бы само собою в занимательной и увлекательной форме. В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. Детский мир выступает в них во всей чарующей прелести его проявлений. Устное народное творчество представляет настоящую сокровищницу народной мудрости, что легко в основу системы дошкольного воспитания в нашей стране. Ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народной поэзии, которая несет в себе красоту, учит сопереживать, пусть пока еще простейшим образом. Эти эмоциональные и эстетические впечатления остаются незабываемыми на всю жизнь.
Изучение «Русского детского фольклора» в эмоциональном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. И нам, педагогам МБСОУ, необходимо в системе коррекционной работы с детьми открыть через фольклор перспективы развития: · умственных способностей (память, мышление, внимание); · двигательной активности; · эмоционально-волевой сферы и добиться понимания и заинтересованности родителей в деле воспитания, желания видеть собственных детей добрыми и отзывчивыми, щедрыми и гуманными. Необходимо вызвать у детей с ограниченными возможностями интерес: · к фольклорному искусству организацией особых условий, создания обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний – воссозданный интерьер избы «Фольклорная комната»; · желание участвовать в русских народных играх, создавая определенный духовный настрой; · играть раскрепощенно и эмоционально на исконно русских инструментах; · слышать красоту русской детской песни и уметь звонко и эмоционально воспроизвести ее; · участвовать в народных календарных праздниках, театрализованных представлениях, обрядах народного и православного календаря. Необходимо использовать русское народное творчество, искусство в продуктивных видах деятельности, в играх, в повседневной жизни детей, раскрывая при этом лучшие стороны души, чувств, эмоций. Каждый ребенок должен прикоснуться в живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти эмоционально-нравственно здоровым. «Творение человека – высшее напряжение всех высших духовных сил, - писал, обращаясь к воспитателям и родителям, В.А. Сухомлинский, - это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети - это счастье, созданное вашим трудом».
Использованная литература:
1. «Истоки русской народной культуры в детском саду», И.Г. Гаврилова, издательство «Детство-пресс», 2008 г.
2. «Эмоциональное развитие дошкольника», А.Д. Кошелева, М.: Просвещение,1985 г.
3. «Русский детский фольклор», М.Т, Картавцева, М.: Мин. Культуры РФ, Московский государственный институт культуры, 1994 г.