В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность» и «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать других людям, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые, к сожалению, у многих взрослых сегодня отсутствуют.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Современная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день имеются убедительные данные о том, что наибольшие педагогические возможности для коррекции недостатков в развитии ребенка имеются в период дошкольного детства, так как в этот период психика ребенка наиболее пластична.
Одним из важнейших направлений коррекционной педагогики является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, которое осуществляется в комплексе с трудовым, художественным, музыкальным воспитанием. Интегрированный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы. Нравственно-эстетическое развитие детей с трудностями в обучении осуществляется намного медленнее по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Данная категория детей в следствии их интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимает лишь элементарное проявление красоты. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребностей не только в созерцании мира, но и в активном его познании и преобразовании.
Еще В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно, чтобы труд стал потребностью, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приобщение к миру прекрасного – сложный и длительный процесс. Мы. Педагоги нашей группы, стали приобщать детей к миру прекрасного с первых дней пребывания детей в учреждении. В начале мы показывали детям готовые куклы, которые мы изготавливали с детьми группы прошлого выпуска. Мы придумывали различные игры, создавали игровые ситуации. Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами и народными игрушками.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.
Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской), замечательные каталки для малыша 2-4 лет (Городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушек для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наиболее сложные по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т.д.).
Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами механики и техник (Богородская игрушка). Даже в веселой игрушке ребенку сплошь и рядом показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют хозяйка кормит кур и т.д.). все это через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
В нашей группе для работы с детьми представлены народные игрушки (богородские, дымковские, филимоновские), игрушки-забавы (пирамидки, грибки, матрешки), с которыми дети с удовольствием обыгрывают сказки.
Мы стараемся развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, так как на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией мы помогаем детям воплотить увиденное в творческих работах. Изобразительная деятельность тем и интересна и увлекательна, что в ней можно передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Наши занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников, а для этого они сопровождаются музыкальным оформлением и художественным словом.
Знакомя детей с народным творчеством, мы ставим перед собой воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи:
{C}{C}· {C}Воспитывать детей на народных традициях.
{C}{C}· {C}Прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
{C}{C}· {C}Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор и знакомство с древними образами.
Образовательные задачи:
{C}{C}· {C}Развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи.
{C}{C}· {C}Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
{C}{C}· {C}Развитие творческих способностей, способности детей в разных видах художественного творчества.
Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами. Для восприятия детей нашей группы мы организовываем выставки-ярмарки, на которых представлены предметы, представляющие различные народные промыслы: Дымково, Гжели, Хохлома и др. Дети с удовольствием обыгрывают сказки, придумывают различные игры.
Мы, педагоги, всегда рядом с детьми и следить за тем, чтобы все игры были направлены на коррекцию психических процессов, формирование личностных качеств и поведения. Мы стараемся учить детей играть вместе, согласовывать свои интересы с общими, коллективными; помогать друг другу и радоваться успеху товарища.
На занятиях по ознакомлению с народным искусством, после рассказа и показа, мы даем детям возможность заняться творчеством, - дети украшают дымковские игрушки чашки, тарелки, ложки, подносы в соответствии с особенностями какого-либо промысла (Гжель, Хохлома, Дымка). Продуктивные виды деятельности (лепка, пластилинография, аппликации, рисование) сопровождаются пением народных песен, заучиванием стихов-потешек, закличек. После физкультминутки заканчиваем занятие народными играми. Каждое занятие тщательно продумывается. Цели и задачи ставятся в соответствии с возможностями детей.
Одним из наиболее важных условий успешного развития детских способностей является разнообразие и вариантность работы. Всякий раз мы создаем новую ситуацию так, чтобы дети смогли реализовать свои возможности. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостные удивления. Работая третий год с моими ребятишками, я знаю, кто и чему научился, кому нужно помогать, а кто справится с заданием сам.
Большой интерес вызывает рисование с использованием нетрадиционных приемов, где дети рисуют пальчиком, ладошкой, ватными палочками. Очень интересна обрывная аппликация с использованием разноцветных салфеток, которыми дети украшают дымковскую барышню и петушка, чашки. Тарелки. Дети с удовольствием занимаются пластилинографией: «Разноцветные матрешки», «Филимоновская игрушка», «Чудо-Хохлома, ложки». На всех этих занятиях у детей развивается глазомер и мелкая моторика.
После каждого занятия мы устраиваем выставку, где дети рассматривают свои работы. Мы добиваемся, чтобы каждый ребенок узнал и показал свою работу. Данные обстоятельства вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, способствуют развитию эстетического восприятия, повышают интерес.
Занятия продуктивной деятельностью требуют подготовки. Дети нашей группы с удовольствием помогают педагогам. Они четко знают. Что для занятий лепкой нужны дощечки, стеки, салфетки; а для аппликации – клееночки, влажные салфетки клеящие карандаши; для рисования – большие клеенки, фартуки, нарукавники, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки и специальные тряпочки. После каждого занятия творчеством группа требует уборки, и наша художественная деятельность плавно переходит в хозяйственно-бытовой труд. Дети выполняют поручения педагога собрать кисточки, отнести стаканчики. Я обязательно отмечаю наиболее старательных детей, ведь похвала стимулирует и радует детей.
Мы, педагоги нашей группы, личным примером формируем у воспитанников нравственное поведение, нравственное представление о добре и зле, гуманное отношение друг к другу, бережное отношение к живой природе и растениям, животным, птицам. Выходя на прогулку, дети напоминают педагогу взять зернышки, корочки хлеба для птиц, а затем с радостью наблюдают, как к нашей кормушке прилетают пернатые друзья.
Мы приучаем детей к посильному труду. Наши дети приучены к самообслуживанию. Начиная с первых дней пребывания детей в группе, дети приучались убирать игрушки, складывать вещи в определенное место. Воспитанники привлекаются к осознанным работам на территории участка, для чего мы, педагоги, приобрели специальный инвентарь (грабли, лопаты).
Одним из основных частей правильного воспитания является воспитание культуры поведения, которое включает в себя: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Привитие культурно-гигиенических навыков – важная составная часть культуры поведения. Мы приучаем детей сохранять в чистоте лицо, руки, обращаем внимание на внешний вид. С самого раннего возраста приучаем к правилам поведения за столом. Хотелось бы отметить, что дети научились здороваться и прощаться, говорить спасибо, а главное, мы научили их просить прощения, если кто-то обидел кого-то. Большая работа проводится над тем, чтобы дети научились дружить, играть вместе, не ссориться.
Работая с нашими детьми, мы видим результат. Мы, педагоги нашей группы, не забываем о важном правиле – «ребенок не готовиться к жизни – он живет уже сегодня», поэтому стремимся организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы наша работа по нравственно-этическому воспитанию не прошла безрезультатно.
|