! Учитель начальных классов Астахова Елена Николаевна
Введение.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. У детей 5 – 6 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, не совершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведение букв и их элементов находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могу выделить их из целой буквы, и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов её структуры. У детей данного возраста не достаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим не прерывного напряжения и контроля. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыты, развития навыков ручной умелости. Для этого должное внимание необходимо уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координаций движений руки. Подготовка руки к письму. Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребёнка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Работа происходит поэтапно. 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Графические упражнения. Обводка контуров. Соединение линий и фигур, рисование. Раскрашивание узоров.
3. Штриховка. Работа с трафаретами.
4. Письмо элементов букв, цифр. Пальчиковая гимнастика.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно старательно вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Затем постепенно их усложнять: сначала выполнять фигурки из пальцев, а затем сюжетные сценки. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в пространственных понятиях. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоил какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Эти игры оказывают тонизирующее и оздоровляющее действие.
Графические упражнения. Обводка контуров. Соединение линий и фигур, рисование. Раскрашивание узоров. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых лёгких видов деятельности вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки. Ребёнок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку это работа не затрудняет ребёнка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма. Детское рисование напоминает игру. А рисунок ребёнка – это ещё и настроение, где можно цветами или пятнами рассказать об увиденном или услышанном. Здесь развивается творчество: 1. Кляксы. Капнуть капля краски на лист. Дать высохнуть, а затем постараться увидеть в кляксе незаконченное изображение. Потом дорисовать его. 2. Покрыть лист разноцветными мазками. Увидеть в рисунке сюжет и дорисовать его. 3. Можно рисовать пальцами. Если каждый палец намочить краской определённого цвета, затем поставить отпечатки на лист, то получиться картина (салют, огоньки на ёлке). Главное дорисовать. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании. Ребёнок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметов. Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Все предметы располагаются на одной линии. Усложнение композиции рисунка будет способствовать выразительности образов. Штриховка. Работа с трафаретами. Штриховка так же способствует подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой; движения руки не должны быть скованными и напряжёнными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и чёткого подчерка. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна чёткость почерка и уверенность движения руки. Умение рисовать плавные линии, писать с наклоном необходимо при формировании почерка. Штриховка – одно из важных упражнений. Правила штриховки: - только в заданном направлении; - не выходить за контуры фигуры; - соблюдать параллельность линий; - не сближать штрихи, рисовать на одинаковом рисовании. Работа, где основное место занимает штриховка, состоит из нескольких этапов:
1 этап: учащиеся накладывают на лист трафарет (на первых этапах – трафарет с геометрическими фигурами, на последующих – трафареты с изображениями предметов и фигур животных) и простым карандашом обводят знакомые фигуры.
2 этап: учащиеся убирают трафарет и полученную фигуру делят на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатывались штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы.
3 этап: штриховка фигур, включающая элементы букв или цифр. На этом этапе штриховка осуществляется фломастерами, и фигуры представляют собой сложные конструкции. Письмо элементов букв, цифр. Учитывая индивидуальные особенности, вводить в новую деятельность (формирование графического навыка) желательно на сказочном материале. Графический навык предполагает: умение красиво и легко, а, значит, ненапряженно рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации- широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные), выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок; легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона; устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги стоят на полу, голова немного наклонена влево; руки должны лежать так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, а левая лежала на столе и снизу, придерживая рабочий лист; кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони; пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца- примерно 1,5-2,5см, верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки, кисть при письме находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола; соблюдать определенную дистанцию между листом (тетрадью) и глазом ребенка: выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. Следует также обратить особое внимание на то, что: работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной, то есть осуществляться в следующих основных направлениях в работе с детьми: - развитие мелкой моторики руки; - тренировка зрительно-моторных и слухомоторных координаций; - обучение ориентировки на листе бумаги; - обучение написанию элементов букв; для эффективной подготовки руки ребенка к письму важно тесное творческое взаимодействие учителя и семьи ребенка. Формирование готовности овладению навыками письма у детей с нарушением умственного и речевого развития. Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки умствен-но отсталых детей к школьному обучению. При обучении умственно отсталых детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каж-дым годом усложняются:
1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. С детьми проводится гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застёжек, шнуровке и т.д.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия. Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. Важно научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.
5. Формирование базовых графических навыков. Детей необходимо учить проводить различные линии по подражанию действи-ям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях. На первых этапах предлагаются задания и игры для: - обучения плавным движениям рук в заданном направлении с целью расслабления мышц кистей рук; - формирования умения удерживать позу пальцев и кистей рук; - тренировки активных движений кистей, развития движений хватания, сгибания и разгибания каждого пальца на руке; - формирования захвата щепотью мелких предметов; - обучения выкладыванию предметов на столе, ориентируясь на обозначенное направление, выделение предмета и удерживание взора на двигающемся предмете; - обучения ориентировки в пространстве, для уточнения представлений «вверх», «вниз»; - обучения проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру; - стимуляции мышечной активности руки в упражнениях с карандашом; - обучения наматыванию и разматыванию нитей на клубок (катушку); - обучения выполнению специфических действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращение; - обучения выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек. Педагог учит детей работать по подражанию действиям взрослого, по образцу, затем по речевой инструкции; - развития целостного восприятия предметного изображения; - обучения сравнению парных предметов или картинок; - формирования ориентировки на листе бумаги; - обучения проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией; - обучения обводке линий по контуру и штриховке простых геометрических форм (круг, квадрат, овал, треугольник), ориентируясь на указатель – стрелку; - обучения выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе. К концу второго года обучения дети должны уметь выполнять согласованные движения руками под речевое сопровождение, выделять каждый палец на руках и называть их, выполнять упражнения с карандашом, захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы указательным типом хватания и выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами: нанизывание, кручение, вращение , выкладывать предметы из палочек по образцу; подбирать и сравнивать парные картинки; находить по выбору изображение контура заданного предмета.
Умственно отсталые дети должны научиться проводить прямые, волнистые, ломаные линии между двумя заданными линиями; обводить и заштриховывать контуры геометрических фигур и простых предметов. На следующих этапах коррекционной работы по подготовке детей к овладению навыками письма предполагается меньше внимания уделять развитию мелкой моторики, а большую часть занятий посвятить формированию базовых графических умений и навыков. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по под-готовке детей к выполнению письменных заданий позволяет сформировать у них как общие (правильная осанка в процессе выполнения графических заданий; принятие и понимание условий задания, выполнение заданий до конца; сформированность зрительно-двигательной координации), так и специфические умения и навыки сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук; правильное расположение листа бумаги на столе и ориентировка на нем; удерживание пишущего предмета и оперирование им; проведение различных линий в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу). Для дальнейшей работы дети успешно выполняют такие задания, как: - обведи фигуры, не отрывая карандаш от бумаги; - обведи и раскрась картинки; - дорисуй и раскрась животных; - продолжи узор; - закрась точками или галочками фрукты и овощи; - дорисуй и раскрась картинки; - заштрихуй фигуры по образцу; - нарисуй бабочек по клеточкам. Необходимо, чтобы дети проявляли творчество и фантазию. Задания постепенно усложняются: - пофантазируй и заштрихуй замок и корабль; - вышей салфетку с помощью цветных карандашей; - попробуй написать цифры или буквы (сначала по пунктирной линии, а потом самостоятельно).
Иногда можно заметить, что дети при раскрашивании рисунка или при письме очень напряжены. Беда в том, что они неправильно держат ручку. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии – дрожащими. Всё это говорит о том, что графический навык у ребёнка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребёнка к работе. Его усидчивость, аккуратность. Много нужно приложить усилий, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Совершенствовать ручную моторику помогает специальная гимнастика для рук. Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребёнка необходимые навыки самообслуживания. Надо учить ребёнка быстро и ловко зашнуровывать ботинки, застёгивать пуговицы, молнии, натягивать колготки, а также убирать за собой игрушки, помогать старшим выполнять посильную работу по дому. Тонкие, дифференцированные движения рук также формируются и совершенствуются в работе с бумагой, пластилином, мозайкой. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей; тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги. Работа с бумагой, ножницами и клеем требует ручной умелости, ловкости, аккуратности, терпения и воображения. Дети учатся правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков. Все знают увлекательную детскую настольную игру – мозаика. Из деталей разнообразной формы и цвета можно выложить чудесные узоры. Забавную мозаику можно изготовить из открыток, разрезая её на несколько частей. Затем собирают, стараясь выполнить задание правильно и быстро. Дети с удовольствием и интересом занимаются рисованием простых орнаментов. Сначала рисунки получаются неопрятными и не очень красивыми. Но когда рука окрепнет, рисунки будут радовать детей. Раскрашивание может предполагать и штриховку. Рисование имеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движение руки, подчинять их зрительному контролю. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме. При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, листа бумаги или тетради. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность. Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.
Прежде чем давать упражнения в тетради, надо научить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно держать ручку, выполнять размашистые, уверенные движения в направлении, указанном стрелкой, не отрывая ручки от листа бумаги.
Знакомство с буквой начинается с букв печатного шрифта. Вначале надо рассмотреть букву, постараться увидеть контурное очертание буквы в окружающих предметах, иначе говоря, определить, на что похожа буква. Дети выделяют элементы в букве, определяют их количество, расположение. Затем можно попробовать показать букву на себе крупными движениями рук, ног, тела. Букву можно сконструировать из пальцев рук. Буква лучше запомнится, если организовать разнообразную работу с ней. Разные дети, а проблема одна – помочь, научить, сделать невозможное возможным. И у этих малышей вспыхивают огоньки в глазах, лицо озаряет улыбка. И ты понимаешь, что нет на свете того, с чем бы ни справился человек.
Главное - верить, работать и знать, что ты нужна этим детям, они тебя ждут.
Заключение.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
|