Введение
Работа по трудовому воспитанию основывается на формировании предметной
деятельности детей и связана с их игровой деятельностью.
В процессе сюжетных игр формируется мотивационно-потребностная сторона
деятельности детей, связанная с овладением навыками обслуживания (действие с
игрушками и самообслуживание). Овладение операционной стороной деятельности
позволяет ребенку стать самостоятельным, умелым в удовлетворении своих насущных
потребностей. Лишь на этой основе формируется «Я-позиция» и уверенность ребенка
в собственных силах и возможностях, развивается ответственность и элементы
самооценки.
Трудовое воспитание в специальном коррекционном учреждении ведется в двух
основных направлениях:
-воспитание уважения к труду взрослых и детей;
-формирование практических трудовых навыков.
Трудовое воспитание в ДОУ
1.
Хозяйственно-бытовой труд.
Мы приучили детей поддерживать порядок в знакомом помещении (группа) и на
знакомой территории (групповой участок для прогулок), сформировали и дали
установку, что они сами могут навести порядок в своих вещах при раздевании,
после прогулки или на сон, в игровом уголке и на игровом участке.
Дети овладели хозяйственно-бытовыми навыками:
o
умеют вытирать пыль с листочков комнатных цветов
(дети понимают скрытые свойства и зависимость между предметами, например, сухой
тряпкой пыль вытереть не получится – нужна влажная тряпка; поливать комнатные
растения нужно по-разному, щучий хвост поливают один раз в неделю, фиалку – 2
раза в неделю);
o
Научились мыть игрушки, расставлять их на свои
места в игровом уголке, очень хорошо ориентироваться в пространстве игровой
комнаты, расширили свой кругозор;
2. Ручной труд.
Основной задачей воспитания детей на занятиях по ручному труду является
воспитание. У детей вырабатывается эмоционально-положительное отношение к собственным поделкам, формируется навык и
умение работать с бумагой, с картоном, с конструктором, с природным материалом.
В процессе занятий я развиваю у детей восприятие, мышление, мелкую и
общую моторику, а также зрительно-двигательную координации, внимание, память и
речевое высказывание.
На моих занятиях дети учились изготавливать поделки из различного
материала. Изготовление поделок помогло детям опытным путем познакомиться со
свойствами материала.
На занятиях по ручному труду у детей с ОВЗ формировалось представление о
мире профессий: я воспитывала в детях уважительное отношение к людям разных
профессий, таких как воспитатель, повар, дворник, шофер, доктор, и к
результатам их деятельности. Кроме того, дети овладели элементарными трудовыми
навыками, характерными для людей этих профессий. Подобное единство
представления трудовых навыков является необходимым условием для гармоничной
социализации детей с ОВЗ.
3.
Культурно-гигиенические навыки.
В процессе выполнения режимных моментов усваиваются и совершенствуются
навыки, полученные опытным путем. Воспитание культурно-гигиенических навыков
осуществлялось мною с учетом личностно-ориентированных технологий и было
направлено на создание реальных возможностей в самообслуживании детей. Дети
стали более умелыми, более независимыми от взрослого и уверенными в своих
возможностях. Данный результат создал мотивационную основу для коррекции как в
психическом, так и в личностном плане имеющихся особенностей здоровья детей.
Дети научились обращать внимание на свой внешний вид, овладели способами
приведения его в порядок, усвоили конкретную последовательность действий для
выполнения навыка одевания-раздевания. Теперь я с уверенностью могу сказать,
что дети моей группы всегда придут на помощь друг другу. Сформировано желание
помогать друг другу и взрослым.
Я продолжаю работу по воспитанию в детях любви к труду, учу их
практической деятельности.
|