Музыкально – игровая деятельность, как средство сенсомоторного развития
детей с ограниченными возможностями здоровья
Игра является ведущим видом детской деятельности дошкольника и имеет большое значение для развития психических процессов, формирования творческой личности. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире»
Развитие музыкально – сенсорных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в музыкальной деятельности ребёнка через различные виды: музыкально – дидактические игры, пение, движения, с помощью которых происходит формирование слухового и зрительного внимания; памяти; мышления; развитие музыкальных способностей.
Музыкально- дидактические игры - помогают ребёнку различать звуки по высоте, длительности; упражняют детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и лежат в основе развития музыкально- сенсорных способностей, являются средством развития музыкальной деятельности, которое объединяет все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на детских музыкальных инструментах.
Музыкально- дидактические - за основание которых взяты различные игровые действия детей называются - подвижными, которые больше привлекают детей нежели игры настольные.
Подвижные музыкально- дидактические игры: на восприятие (смена движений на смену характера и окончания музыки; сменой жанров; частей произведения; чувства ритма; динамического восприятия; тембрового восприятия). Игровое действие помогают ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку- легко его усвоить. Игровая ситуация создаёт психологическую у установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла
Игровые моменты способствуют возникновению интереса к деятельности, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, что благоприятно действует на развитие музыкальных способностей. Развитие способностей предполагает сочетание методов (зрительного, слухового, наглядного, координации слова и движения).
Доступные и простые игры должны быть для ребёнка интересными, привлекательными, доступными, содержательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Ребёнок в процессе игры не только приобретает специальные музыкальные знания, у него в игровой форме развиваются индивидуальные музыкальные способности, осуществляется сенсомоторное развитие, формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности, умение заниматься в коллективе. .
Использование музыкально – ритмических движения для сенсомоторного развития
Одним из видов музыкальной деятельности детей является ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально- слуховое, зрительное восприятие, дети учатся различать цвета, формы, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной деятельности.
Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Умение согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Необходимо для развития заинтересованности детей внесение в музыкально- ритмические движения музыкально- дидактической игры, в виде игровых действий ( зайчиков и лисы, мишки и ёжика и т.д.), например, « Кто из леса вышел?», в виде использования музыкальных инструментов ( бубнов, маракасов, погремушек, колокольчиков и т.д.), например, в пляске «Наши ножки» на слова: «Топ-топ-топ» можно использовать ложки, для передачи ритмического рисунка и координации слова и движения.
Для определения музыкального жанра: колыбельной, плясовой марша, хорошо использовать музыкально- дидактическую игру «Какая музыка?», менять музыкальные произведения, а дети меняют движения под каждую мелодию: «Колыбельная»- приседают, ручки под щёчку, «Плясовая»- выполняют любое плясовое движение, « Марш»- выполняют маршевую ходьбу по залу и т.д.
Для того, чтобы дети улавливали ритм и темп, использовала различные музыкальные инструменты (дети двигались с одновременной игрой на шумовых инструментах), для различения контрастных произведений ( дети играли на разных инструментах ( колокольчики и ложки). Для различения
Двухчастной или трёх частой формы музыкального произведения, меняла движения с игрой на музыкальных инструментах и т. д.
В танцах, играх , широко используя музыкальные инструменты; кубики и палочки с разным звучание ( глухие- пластмассовые, звонкие- деревянные); ритмичные хлопки, перетопы, позволяют делать занятия более интересными, а результаты положительными. Дети приучаются чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от неё наслаждение, понимать красоту её звуков через развитие у детей музыкальных способностей – слух, музыкальную память, чувство ритма.
АВТОРСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ
Коррекционные задачи:
- Развитие ритмического слуха.
- Развитие слухового восприятия и внимания.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие восприятия цвета.
Игра «Погремушки»
Игровой материал: погремушки двух цветов: синие и жёлтые.
Правила игры. На окончание музыки спрятать погремушки за спинку.
Ход игры
Музыкальный руководитель показывает «волшебную коробочку» в которой лежат погремушки. Мальчики самостоятельно берут из коробочки погремушки синего цвета, а девочки жёлтого.
На музыку «Полька» Белорусская народная мелодия дети бегают по кругу держа погремушки перед собой, на окончание музыки прячут погремушку за спинкой. Удивлённо: «А!»(спрятали погремушку).
Педагог: Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Будет музыка играть.
Вы, ребята, не шутите,
Погремушки покажите!
Звучит музыка, дети показывают погремушку.
Дети: Вот она!
Игра повторяется.
Усложнённый вариант:
На музыку «Полька» Белорусская народная мелодия дети бегают по кругу держа погремушки перед собой, на окончание музыки прячут погремушку за спинкой. Удивлённо: «А!»(спрятали погремушку).
После того как дети спрятали погремушку за спинку, они начинают её искать со словами:
Я хожу, хожу, хожу,
Погремушечку ищу.
(останавливаются) Погремушку покажу,
Погремушкой позвеню. (звенят)
Игра повторяется.
« Ритмический кубик»
Игровой материал: 4 цвета больших обручей (жёлтый, красный, синий,
зелёный). Кубики соответствующих цветов. На кубиках изображены
ритмические рисунки – четыре варианта в виде кружочков.
Правила игры. Прохлопать ритмический рисунок по ритмическому
рисунку.
Игровые действия. У детей в руках по одному кубику. На полу лежат
большие обручи. Дети под русскую народную музыку «Сапожки»
спокойно ходят по всему залу. На окончание музыки дети должны встать в
обруч соответствующего цвета и положить кубик в обруч
соответствующего цвета. Потом все по очереди дети или по
соответствующим цветам кубиков по указанию музыкального
руководителя должны прохлопать каждый свой ритмический рисунок.
|