Занятия изонитью (плетением из ниток) просто необходимы для наших, особенных детей. Они способствуют развитию гибкости и точность движений пальцев рук и тактильной чувствительности, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движением пальцев рук расположены очень близко, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, что необходимо нашим детям.
Работа с нитью в комплексе с другими занятиями тренирует внимание, память, наблюдательность, логическое мышление. Мы надеемся, что хорошо развитые кисти рук потянут за собой развитие интеллекта наших детей.
Заниматься плетением мы начали с подготовительной группы, хотя предварительная подготовительная работа началась гораздо раньше.
Вначале учили детей наматывать ленты, затем шнуры на тренажеры – валики – ведущая правая рука, катать клубки. Чтобы усилить мотивацию организовывали соревнования: «Кто быстрее скатает клубок?», «Кто быстрее смотает ленту?» (работают две руки).
Затем придумали лица-модули с платком и волосами-шнурами. На них дети учились завязывать платок и заплетать косы. Также использовали для плетения куклы, лошадки с хвостом из пряжи. Когда дети стали старше мы решили продолжить занятия по плетению.
Нами было изучено множество литературы. Проведена работа с родителями. С ними были проведены групповые и индивидуальные консультации.
Приятная, мягкая, пушистая наощупь, яркого цвета нить привлекает детей. Из косичек, плетеных из ниток, можно делать разные полезные мелочи: закладки, шнурки, косички, поделки-игрушки, аппликации, составлять целые сказки, обыгрывая их.
При плетении любого изделия все три ряда сначала обвиваем несколько раз ниткой и завязываем. Это удобно для начала работы, такое плетение не дает верхнему концу расплестись. Связанный конец закрепляем на карандаш или ручку стола каталки.
Сначала обучение проводится индивидуально в свободное время. Надо адекватно оценивать возможности ребенка, что не получается с первого раза- получится в процессе повторения. Обучение проводится ненавязчиво, всё в игровой форме с шутками-прибаутками, приговорками:
Я все нити соберу,
Узелком завяжу и в косичку сплету.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем ручки развивать.
Ай, ту, ай да, ту –
Я косичку плету.
Раз, два, три, раз, два, три
Получилось, посмотри.
В начале обучения дети могут плести на столе (так легче понять, виднее цепь последовательности плетения) вдвоем, один держит, а другой плетет. При этом оба ребенка следят за ходом плетения и в случае необходимости помогают друг другу. В этом процессе не только формируется работа сообща, но закрепляются понятия право, лево, центр и т.д., а также счет, ведь надо просчитывать количество нитей, части. Для изготовления частей изделия нужной толщины. Чтобы детям было легче ориентироваться в нитях мы брали нити разного цвета. Три пряди – три цвета.
Сейчас многие дети научились плести косички из ниток одного цвета. Этот следующий этап более сложный.
Так как на данный момент одной из главных задач является подготовка детей к грамоте, мы с детьми из косичек учимся составлять буквы. Дети подбирают косички нужной длины и толщины, складывают из них буквы. Кто по схеме, кто по памяти. Для слабовидящих детей работа с объемными буквами это большое подспорье. В процессе включается не только зрительная память, но и тактильная.
Практическое значение умения работать с изонитью не только в том ,что в дальнейшем это может перейти в хобби, но и помогает результативно готовить их к школе, а именно способствует:
- Воспитанию усидчивости, аккуратности и терпения;
- Развитию образного и пространственного мышления, кисти рук, глазомера;
- Обучению ребенка технологическим операциям и, прежде всего, творческому подходу к любой работе.
|