Пятница
17.05.2024
12:39
Категории каталога
Мои файлы [16]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
МСОУ
Главная » Файлы » Мои файлы

Моторное и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами малых форм фольклора
[ ] 30.10.2014, 16:12

 

МБСОУ  Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная  школа - детский сад  VIII вида»

 

141018 г.Мытищи Московской области Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а.

тел/факс: (495)581-72-22   /school_mcoy@edu-mytyshi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ:

«Моторное и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами малых форм фольклора».

 

 

 

 

Подготовила:

Стрельцова Н.С., воспитатель гр. № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мытищи, 2014

 

             Малыми формами фольклора издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких и таких как наши, детей с ОВЗ, чтобы:

-  установить эмоциональный контакт (успокоить, развеселить, поговорить);

- воспитывать положительное отношение к режимным моментам (умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.д.)

          «В песенках, потешках, справедливо замечает Л.Н Павлова-отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает пред взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, ожидание добра и только добра».

Рубашка на плечики,

Чистота на тело,

А Божья милость за пазуху!

Чики, чики, долонцы

На улице торговцы

С шильцем, с мыльцем,

С зеркальцем.

Надо мыльце купить,

Надо Ваню помыть.

          Сквозь сон, покачиваясь в колыбельке (зыбушке, люльке), слышало дитя бесконечные песенки, простые напевы и ритмы, иногда молитвы.

Пресвятая Богородица,

Уклади дитя, Господи,

Надели дитя, Господи,

Умом да разумом.

Да сохрани его, Господи,

От лихого, злого человека,

От врага нечестивого

И от напрасноё смерти.

          Чаще, однако, «лелькали» да «байкали».

Баю, баю, баю-лю,

Живет барин на краю.

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу с маслицем едят,

Ну, а Саше не дают,

Спать укладывают.

          Колыбельная песня завораживает малыша своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью.

Спи – ка, Миша,

Бог с тобой,

Божья милость над тобой.

Спи по ночам, расти по часам.

          Потягунчики – порастунчики.

«Тянись больше, расти дольше!» (то есть более длинным, долгим) – тут происходит постоянный контакт взрослого с малышом.

          Это общение сочетало в себе постепенное, ненавязчивое обучение простейшим движениям, словам, веселым играм, беззаботным потехам.

          Вместе с колыбельными песнями, пестушками в жизнь ребенка входят потешки-песенки, стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками:

Ай, лады, лады, лады не посажены сады,

А мой Васенька пойдет,

Он посадит и польет. Топ, топ, топ.

          Как в старину, так и сегодня родители тешат, холят, нянчат, забавляют свое дитя потешками, сопровождая приговоры жестами, движениями, вызывающими у ребенка радостное, бодрое настроение:

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке на одной ножке.

В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,

Все прямо да прямо, а потом вдруг в яму, бух.

          Игры с пальцами и ручками, направленные на развитие тонких движений рук и пальцев, являются важным элементом в развитии ребенка (стимулируя развитие речи, памяти, внимания и других психических процессов).

          С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговоры, попевки, игры. А кто был главным персонажем тех самых старинных пальчиковых игр? Правильно, сорока! Мама водит по ладошке ребенка указательным пальцем и приговаривает:

Сорока, сорока, сорока белобока

Кашу варила, на порог скакала –

Гостей созывала. Гости не бывали,

Каши не едали. Всё своим детишкам отдали.

Как метко народ назвал сороку белобокой.

Сорока, сорока, сорока белобока

Кашу варила, деток кормила

(теперь уже не только указательным пальцем правой руки мама водит по ладони левой, но и сгибает поочередно каждый палец кроме мизинца, сгибает и разгибает все пальцы в ритме потешки)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

«Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ничего не получил»

Тексты этой забавы разнообразны и большинство из них сопровождалось не только складыванием пальчиков ребенка, но еще вращением или подергиванием большого пальца и щекотанием малыша.   

Сорока-ворона

Кашу варила,

Детей окликала,

На порог скакала-

Идите, дети, кашу есть!

Этому на – ложечку – сгибает пальцы, начиная с большого,

Этому на – поварешку,

Этому на – блюдечко,

Этому на – чашечку,

А ты, маленький сын,

По воду не ходишь – постукивает по мизинцу,

Телят не поишь,

Коров не доишь.

Тут пень, тут олень,

Тут осиновы дрова – щекочет запястье, предплечье, сгиб локтя,

Тут ключевая вода – щекочет подмышкой.

А теперь мы с сорокой предлагаем вам разбиться по парам. Один будет в роли мамы, а второй в роли дитятки.                                

Сорока Вам будет потешку говорить,

А вы друг другу по ладошкам водить,

Пальцы загибать да руки щекотать,

А кто не ревнив, того до самых подмышек защекочем.

Сорока-ворона

Кашу варила,

Гостей призывала:

- Не придут ли гости,

Не похлебают ли кашки?

Кому на блюдце,

Кому на плошке,

Кому на поварешке.

Маленький мальчик

Баньку топил,

За ступку ходил.

Маленькому мальчику

Ничего не досталось.

Тут тепленько – водят пальцем по ладони,

Тут горяченько – щекочут предплечье,

Тут кипяток - локоть,

Тут вороточек – верхнюю часть руки,

Тут ключи, ключи, ключи – подмышкой.

 

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому - на лучинке (начиная с мизинца),

Этому – на бачинке,

Этому – на поварешечке,

Этому весь горшок,

Этот толкет и мелет,

Баню топит – показывет «баню»,

И Ваню хвощет – вращает больщой палец,

Пошла мышка по воду – бъет слегка ребром ладони по руке ребенка все выше к плечу,

Свалилась в борозду,

А тут ключевая водичка.

 

Сорока-ворона

Кашу варила,

Гостей дожидала,

Гостей не видать,

Куда кашу девать?

Этому – на ложку, (с мизинца)

Этому – на поварешку,

Этому – горшок,

Этому – масленик.

А ты, Миша, толстенек, коротенек (покачивает или вращает большой палец),

Тебе по воду ходить,

Гостей кормить.

Тут пень, тут колода,

Тут косая огорода,

Тут ключевая вода.

 

          «Сорока, как игра детская, - писал И.П. Сахаров – увеселяет только детей и матерей и свято соблюдается в семейной жизни».

          Через потешку, «школу игры», у детей вырабатывается потребность в игре, раскрывается ее нравственное и эстетическое содержание, готовя ребенка к самостоятельной игре в детском коллективе. Чтобы простейший нравственный урок прочно вошел в сознание ребенка, применяется особый композиционный прием. Сорока не дает каши самому маленькому – мизинцу (потому что он «Дрова не рубил. Воду не носил. Кашу не варил»). Здесь дана не только «технология» приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими и возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже самых маленьких.

Большаку дрова рубить (большой палец),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печь топить (средний),

А тебе тесто месить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,           

Родных братьев потешать! } 2 раза

          Для современных исследователей А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, Б.М. Тонков и других психолгов и педагогов стало бесспорным положение об огромной значимости таких игр для всей будущей жизни человека, его эмоционального развития.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития ребенка и, следовательно, его готовности к обучению.

Малые формы фольклора – потешки, песенки, прибаутки, пословицы, поговорки складывались веками, как игровая ветвь народной педагогики, - способствуют моторному и эмоциональному развитию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), помогают нашим детям жить и верить в будущее, социализировать себя в обществе.

 

Литература

 

Н.М. Мельников  «Русский детский фольклор»   М.: «Просвещение» 1987

И.С. Слепцова  И.А. Морозов  «Не робей, воробей!»   

М. : «Вологодский научно-методический центр народного творчества» 1995

 

Категория: Мои файлы | Добавил: msou
Просмотров: 1999 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 SergOxymn  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>фрезерные работы по металлу</a>

Имя *:
Email *:
Код *: