Пятница
17.05.2024
11:24
Категории каталога
Мои файлы [16]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
МСОУ
Главная » Файлы » Мои файлы

Календарный фольклор как средство эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья
[ Скачать с сервера (25.6 Kb) ] 21.06.2013, 10:36

                                                                                               «Едва ли есть в мире народ

                                                                                            певучее русского, - писал Петр

                                                                                         Киреевский, основатель русской

                                                                                          фольклористики. – Поют все: и

                                                                                        мужчины, и женщины, и старики,

                                                                                           и дети. На все времена года, на все

                                                                                         главные праздники, на все главные

                                                                                            события семейной жизни есть

                                                                                            особые песни, носящие на себе

                                                                                           печать глубокой древности».

 

  Есть у русского народа песни, которые наука называет календарными. Они самые древние из всего того песенного богатства, которое деды и прадеды пронесли через столетия и передали нам. Само название этих песен показывает, что они связаны с календарем, с круговоротом хозяйственного года. Древнейший слой общеславянской народной поэзии: песня, приметы, поговорки, загадки, обряды, поверья, игры – это и есть календарный фольклор.

  На русской земле с принятием христианства появились святые празднества, и многое языческие обряды были приняты христианским торжеством, т.е. привились в святых праздниках. «Свершилось чрезвычайно важное в нашей духовной жизни. Религию уже никто не противопоставляет культуре, - писал Д.С. Лихачев. – Культура рождалась в недрах религии, и была тысячелетиями с нею связана…» Жизнь, быт народа были ориентированы на богослужебный календарь. Дни, имевшие важное значение для крестьянства, связывались не с числом и месяцем, а с памятью того или иного святого. Человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что случилось, к примеру, на Николу зимнего. Время отдыха крестьянина-земледельца – зима!

  Погружение в мир календарного фольклора приносит детям с ограниченными возможностями здоровья радость, создает положительный эмоциональный настрой.

  На «Введение» (4.12), православный праздник духовной чистоты и целомудрия, детвора, забавляясь и играя, распевала:

  Введение пришло,

  Зиму в избу привело,

  В сани коней запрягло,

  В путь – дорожку вывело,

  Лед на речке вымело,

  С берегом связало,

  К земле приковало,

  Малых ребят,

  Красных девчат

  На салазки усадило,

  На ледянке с горы прокатило.

  В народе этот день считался днем вступления, «введения» в свои права зимы и холодов. И мы знакомим ребят с традициями русского народа («Введение пришло – зиму привело» - занятие-развлечение. Конспект прилагается.)

  С календарным праздником «Николюшка» (19.12) знакомим через малые формы фольклора: песни, народный театр.

  С раннего возраста ребенок знакомится с произведениями малого фольклорного жанра – со звучанием стихотворной речи, улавливая ее ритм; с богатством и разнообразием словесных форм – песенок, потешек, поговорок, прибауток – которые создают благоприятные условия для эмоционального развития детей и зарождения интереса к художественному слову, к народному театру, к календарному фольклору в целом.

  В стародавние времена «Новый год» отмечался в конце декабря, в день зимнего солнцеворота (великое солнцестояние 22.12, длина дня самая маленькая). Обычаем при повороте «солнца на лето, зимы на мороз» и было по деревням коледование – призывание Коляды. Коляду никто никогда не видел. Но песни-колядки рассказывали, что она ходит по земле, приносит людям богатство, здоровье, счастье (просмотр фотоматериалов Новогоднего календарного праздника «Пришла Коляда-отворяй ворота»)

  Ситуация успеха познания национального наследия наших предков календарного фольклора и радостного творчества каждого ребенка вызывает эмоциональный отклик, пронизывает весь коррекционно-воспитательный процесс, учитывая особенности детей с нарушением интеллекта.

«Рождество» -  праздник милосердия и доброты, необыкновенный, красивый, волшебный, новогодний (конспект занятия-развлечения «Канун Рождества-Святой вечер»)

  Дни между Рождеством (7.01) и Крещением (19.01) называются святыми днями – Святками (хождение по домам с поздравлениями, песнями, забавами, потехами). Что мы и делаем с ребятами на календарном зимнем празднике «Крещение» (сценарий прилагается).

  Коляда исчезла. Но, словно спеша занять освободившееся в календаре место, на смену ей появилась другая русская красавица – Масленица!

  Ах, ты, Домнушка -

  Красно солнышко!

  Вставай с печи,

  Гляди в печь –

  Не пора ли блины печь?

  Молодежь делала чучело из соломы, наряженное в женские одежды, подпоясанное кушаком, обутое в лапти. Чучело вводили на гору:

  Приехала Масленица!

  Сударыня-барыня! Масленица!

  Или же наряжали Масленицей девочку, как на нашем кукольно-театрализованном представлении по русской народной сказке «Лиса и волк! (сценарий и диск прилагаются).

  Действия традиционно-народного обряда вызывают у детей неподдельный интерес, непосредственные яркие эмоции, несут эмоционально-нравственный смысл. Неделя масленицы проходила весело и шумно. Расставаться с Масленицей никому не хотелось. В прощеный день – воскресенье люди просили прощение грехов и обид друг у друга, кланялись друг  другу, целовались в знак примирения.

  Масленицу провожаем,

  Света-Солнца ожидаем.

  Прошла Масленица-кончилось гулянье-идем на отдыханье!

  На «Сретенье» зима с летом встречаются. Март зиму кончает, весну начинает.

  «Жаворонки, прилетайте, красну весну принесите!» - пели дети на день «сороки». Зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

  На «Благовещенье»  «весна зиму поборола». С незапамятных времен ведется на Руси добрый обычай: выпускать птиц из клеток на волю. С этим обычаем дети знакомятся на занятии-развлечении «Сказ о Благовещении» (конспект прилагается).

  После Вербной начиналась последняя неделя Великого поста. В Великий  четверг, Чистый четверг, взрослые и дети красили яйца, прибирали, мыли, украшали в избе. Дети наглядно увидели это в театрализованном представлении по русской народной сказке «Курочка-ряба». Детки по своей сути добры и эмоциональны, с сочувствием относятся к героям сказки, попавшим в трудное положение, искренне готовы помочь им, пожалеть (сценарий прилагается).

  И вот, наконец наступал Великий, Светлый, Славный, Радостный праздник. Ночью, с субботы на воскресенье. «Христос воскрес из мертвых». Всю праздничную неделю лился по Святой Руси радостный пасхальный звон. «Красный» - прекрасный, веселый, радостный - праздник весны - «Красная горка»». Радоницкая – Фомина неделя – идет в народную Русь со своими цветными сказаниями, особыми поверьями, обычаями, самобытными традициями, с которыми дети с ограниченными возможностями знакомятся на кукольном представлении «Пасхальный колобок».

  На Николу Вешнего справляли праздник кукушек. А в самый важный весенне-летний народный праздник русских – «Троицу» (праздник приходится на седьмую неделю Пасхи, отсюда и название «Семик») плели венки из цветов, украшали цветными лентами березовые ветки. На фольклорном календарном представлении «Зеленые Святки», даем детям знания об этом календарном событии (сценарий прилагается). Троица завершала семецкие гулянья. После праздника  «Семика» справляли летний праздник «Ивана Купалы», затем «Петров день» - Петр, Павел день убавил, Петр, Павел жару прибавил».

  В летний солнцеворот, день Петра-поворота, водили хороводы, особенно круговые, устраивали состязания, игры.

  На Илью (2.08) до обеда лето, после обеда-осень.

  Предосенний праздник «Спас медовый» - пчеловоды выламывали первые медовые соты.

  Второй Спас – «Яблочный» (Преображение)- срывают спелые яблоки.

  Третий Спас – в день Успения пресвятой Богородицы – «Ореховый».

Конец лета, начало осени. Первая встреча осени на Семенов день. Устраивали игры, зазывали гостей. С детьми фольклорного кружка «Радость» и, конечно, взрослыми готовили «Осенние посиделки» для детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста театрализованное фольклорное представление по русской народной сказке «Репка» (сценарий прилагается).

  Второй раз осень встречали на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Соединялись два праздника: урожая и день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа.

  Третий раз на «Воздвиженье» - начинались капустницы (осенние веселые вечеринки). «Капустные вечеринки» похожи на масленицу, продолжались 2 недели.

  «Покров» - конец хороводам – «Покров, натопи печку без дров».

  На Казанскую (день празднования казанской иконы Пресвятой Богородицы) русская деревня ждала прихода настоящей зимы.

  «Кузьминки» считался первым зимним праздником (свв. Кузьмы и Дамиана), с которым мы знакомим детей на календарном празднике «Кузьминки» (сценарий прилагается).

  Календарные праздники, стародавние обряды, обычаи, традиции, театрализованные представления по русским народным сказкам, календарный фольклор в целом:

·                       Доставляет детям радость, радость познания нового и радость узнавания ранее изученного (в радости ребенок может все);

·                       Воспитывает положительные черты: дружелюбие и заботливое отношение к детям, к взрослым; радостные переживания и лучшие стороны души; желание общаться, принимать участие в календарных праздниках и представлениях, испытывая удовольствие от участия в действе, от красоты народных костюмов, интерьера;

·                       Развивает адекватные реакции на ровесников, инициативу и самостоятельность, творческие способности;

·                       Способствует эмоционально-эстетическому и всестороннему развитию детей с нарушением интеллекта.

  Итак, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального развития календарный фольклор способствует и социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, является своеобразным  «мостиком» приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.

Из всего разнообразия русских народных календарных праздников, мы, педагоги МБСОУ, с нашими детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отмечаем основные.

Развитие творческих способностей детей можно проследить на протяжении нескольких лет (фото Никиты). Например, Кожевников Никита.

Я, как педагог, развивала у Никиты, в соответствии с возрастом:

·        чувство ритма, используя русские народные шумовые инструменты и простые ритмические движения (притопы, прихлопы) в сочетании с игрой на народных шумовых инструментах;

·        мелодический слух. Посредством самых простых потешек, песенок с использованием игровых действий,  соединяя в пении слова и движения, соблюдая педагогический принцип от простого к сложному.

        Посмотрите, как развился талант Никиты, теперь ему по силам не только детские фольклорные песни, но и вот такие современные сложные произведения  (слайд № ). Он стал лауреатом Международного конкурса «Майские нотки 2012», проходившего в Польше.

  Мы очень рады тому, что существует  реабилитационный центр  «Мечта» в нашем городе Мытищи, что специалисты этого центра продолжают развитие творческих способностей детей, которые пришли к ним из нашего учреждения. Мы благодарны  педагогам центра, что они взяли то же направление, которое было задано в МБСОУ – это фольклор (слайд № ). Это все наши выпускники  разных лет.

                     Литература

1.   1)Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение  и воспитание .Методические рекомендации Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, 2009.

2.  2)А. Некрылова «Русский традиционный календарь», 2007.

3.  3)О.В. Третьякова «Русский народный календарь» 2005.

4.  4)М. С. Харлицкий, С.С. Хромов «Русские праздники, народные обычаи. Традиции, обряды», 1996.

5.  5) Г. М. Науменко «Народные праздники», 2001.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: msou
Просмотров: 2095 | Загрузок: 115 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: