Пятница
17.05.2024
10:36
Категории каталога
Мои файлы [16]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
МСОУ
Главная » Файлы » Мои файлы

Деревянная игрушка
[ ] 30.10.2014, 16:23

История возникновения русской народной игрушки.

Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Как минимум несколько тысячелетий тому назад выкристаллизовалась и с тех пор осталась неизменной особая магическая геометрия культовых "игрушек", в которой пропорции предметов трансформированы в сторону пространственного расширения как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Особенно это относится к игрушечным "коникам", связанным с уходящим в глубокую древность скифским, а потом - славянским ритуалам поклонения солнцу. Конь в арийском мифосимволическом пространстве напрямую связывался с солнечным божеством, и движение солнца по небосводу уподоблялось конскому бегу. Конь стоял в главном святилище древних славян - храме Святовита на острове Руян, ожидая прихода своего невидимого небесного всадника. Фигурами коней украшалось и капище Перуна в те времена, когда князь Владимир Святославич поставил его во главе языческого пантеона. Конь-Солнце стал архетипическим сюжетом для миниатюрных амулетов и талисманов и для игрушечных "коней-каталок", и для глиняных "коньков"-свистулек.

Вокруг "культовых игрушек" был сконцентрирован и древний обычай выпускать из клеток птиц, которые должны были стать вестниками людей к пребывающим в Ирии предкам. Отпущенные птицы "улетали в рай", а их глиняные копии напоминали об отправившихся в дальнее странствие вестницах, служили их магическими "двойниками". По преданию, были среди глиняных птиц-свистулек и необычные, волшебные птицы, которые воспроизводили необыкновенные, "нездешние" мелодии...

Птицы каждую зиму улетали в Ирий, так называли славяне находившийся на краю света потаенный рай, где обитали души предков. И потому в религиозной традиции древних славян "глиняные птицы" служили также магическим инструментом для общения с "душами предков", которые с точки зрения древнеславянского миросозерцания не уходили "совсем" из нашего мира, но оставались в нем, незримо присутствовали и по степени своей "реальности" немногим отличались от живых людей.

"Культовые", уходящие в незапамятную скифскую древность игрушки сохранились в народе и после крещения Руси, потому что их метафизическая суть, их таинственный смысл в основе своей не противоречили пришедшему на нашу землю христианскому откровению. Не случаен, а, напротив, глубоко символичен тот факт, что единственный в мире "Музей игрушки" находится в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой.

После крещения Руси Владимиром Святым многие обычаи и ритуалы, связанные с древними, языческими "игрушками", органично вплелись в православный религиозно-культурный контекст. Так, одна из излюбленных детских игрушек "дохристианского времени" - берестяной кораблик, который запускали по ручью по первой воде, стал символизировать плавание "корабля спасения" - Церкви по "водам" суетного "житейского круга".

В то же время традиционная русская игрушка даже в самые незапамятные времена не была вытеснена из сферы каждодневной жизни, не была жестко отчуждена в сакральное измерение.

Это глубинно соответствовало и мироощущению русского человека, одной ногой стоящего на земле, а другой - где-то далеко в небесах. В игрушке, несмотря на ее "привычность", таилось начало сверхъестественного плана, обладающего огромным "магическим зарядом", трансформирующим реальность. Не случайно, к примеру, что у антропоморфных игрушек никогда не "вырисовывали" лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать и жить своей собственной жизнью, что могло бы подтолкнуть мироздание к хаосу, нарушить зыбкое мировое равновесие. Кроме того, традиционные игрушки были лишены некоей нарочитой назидательности, которой отличаются новоделы, достаточно недавно вошедшие в русский жизненный обиход. Так, матрешка, ставшая благодаря стараниям "детей Арбата", продававшим иностранцам "русские сувениры" в 80-х годах, чуть ли не "символом России" в глазах всего мира, не принадлежит к числу традиционных русских игрушек.

Первые образцы "матрешки" появились в мастерской "Детское воспитание", лишь в конце ХIХ века, в 1893 или 1895 году. Их авторами были игрушечных дел мастера Звездочкин, Белов и Коновалов, воспользовавшиеся, возможно, в качестве прототипа завезенной в то время в России японской игрушкой, внутри которой хранились разъемные вкладные фигурки буддийских бодхисаттв. Вероятней всего, что японская "культовая" кукла и навела отечественных мастеров на мысль сделать игрушку сходной конструкции. Что же касается русских традиционных игрушек, то среди них не было даже намека на ставшую сегодня "притчей во языцех" матрешку. Поэтому матрешка лишена столь пугающей западных любителей "русских сувениров" в каргопольских или дымковских игрушках сакральной подосновы, ее можно "спокойно" и "безбоязненно" держать в любых руках.

Известны рассказы народных мастеров о том, как особым образом расписанный глиняный конек, проданный охочим до экзотики иноземным туристам, буквально "бил" чужеземцев по рукам, словно электрическим током. Но округлая, улыбающаяся до ушей матрешка была абсолютно безопасна. Неудивительно, что сегодня именно эта игрушка-новодел стала ассоциироваться на Западе с "загадочной Россией".

 

 

1. Многообразие видов народной игрушки находит широкое применение в коррекционной практике:

- на всех этапах развития, позволяя учитывать специфику дефекта каждого ребенка;

- успешно воздействует на все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное;

- помогает усвоить новые кинестетические ощущения;

- позволяет осуществить индивидуальный подход;

Здесь представлены игрушки, которые имеются в моей группе, и которые подбирались с учётом их функциональности.

2. У детей с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах развития наблюдается низкая мотивация к обследованию предмета. В таком случае часто присутствуют неспецифические манипуляции с игрушками, то есть действует стереотипно: потряхивает, тянет в рот, бросает, стучит. Игрушка, таким образом, теряет свою функциональную значимость. На своих занятиях я наблюдала, что яркость, декоративность, затейливость форм, может даже характерный запах привлекает ребёнка к деревянной игрушке и задерживает его внимание на себе. То есть позволяет включиться компенсаторным возможностям ребенка.

 

 

 

 

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

 

«Величайшая правда и простота народной игрушки – ее выразительность и целесообразность, сделали ее полезной для воспитания детей»

Е.А. Флерина

 

 DSC00048               

 

 

 

 

3. Кукла – первая среди игрушек. Самодельные куклы известны с глубокой древности, но на неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей. Самодельная кукла отлична тем, что обретает жизнь при помощи воображения, воли, сиюминутного настроения своего создателя, сохраняя при этом самобытность и характерные черты создающего её народа.

Назначения такой куклы разнообразны: она может позабавить, помочь ребенку сконцентрировать внимание, успокоиться, наладить эмоциональный контакт. А главное её можно сделать непосредственно во время занятия на глазах ребенка и даже с его помощью. Такой приём помогает корригировать нарушения поведенческого характера у детей с тяжелыми эмоциональными расстройствами.

На примере самой простой  куклы – «пеленашки» можно проследить коррекционные возможности самодельной игрушки: развитие речи, мелкой моторики, тактильно – двигательных ощущений, развитие сравнительных процессов.

4. Специально подобранные виды народных игрушек, своей многофункциональностью, позволяют применять их в дидактических играх, как на индивидуальных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей моей группы.

5. Участие ребёнка в театрализованной деятельности помогает ему раскрыться, проявить свои творческие способности, позволяет педагогу заглянуть в душу ребёнка, развить его речевые возможности, стимулировать  мыслительные процессы, воздействовать на его личность в целом. Народная игрушка и здесь находит своё применение.

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ

 

           

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые деревянные игрушки.

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Ребенка привлекает именно ее предельная простота и ясность. Городецкая резная игрушка. В ней все живо, все близко ребенку – и сюжет, и образ. Игрушки, выполненные из дерева, обычно не окрашиваются: Примечательные изделия богородских умельцев – движущиеся игрушки: «Кузнецы-молодцы», «Медведь и крестьянин», «Клюющие куры», «Клоун на турнике», «Мишка на турнике», «Медведь-барабанщик», «Различные трещетки»

Бабенские игрушки:

- игрушки-вкладыши (яйца, круглые и цилиндровые чашечки, шары);

- матрешки (3,6 или 10 местные);

- игрушки нанизывающиеся (конусы, пирамиды, цилиндры, грибы, шары).

В настоящее время народные мастера разрабатывают новые направления народной игрушки матрешка - «Круглый год», нарушен принцип игрушки – вкладыша, но несет хорошую дидактическую направленность.

Бельбак, который помогает зрительно-двигательной координации руки.

Деревянные пуговицы, деревянные башмаки, деревянные елочки разных форм и величин, грибы различных конфигураций, вкладные конусы – все эти народные игрушки имеют большое значение в воспитании и обучении детей.

Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в общество.

Заключение.

Невозможно умолчать о народной игрушке, представляющей быт во всем его многообразии. Это игрушки – миниатюры, которые вносят в быт детей дух подлинно художественного ощущения. Песочники, короба, туяски, шкатулки, чудесные резьбы и раскраски, цветные бабенские; чайная посуда из глины, дерева, папье – маше, жостовские росписи, воронцовской резьбы. Они отлично приспособлены для разнообразных игр.

Не случайно такую игрушку называют живой, они живет и будет жить среди детей наряду с современными игрушками. Отбор народных игрушек, имеющих право на существование в быту у детей, в их играх, далеко не завершен.

Ведь народное творчество движется вместе с жизнью, ее потребностями, а потребности эти стали шире и глубже.

Категория: Мои файлы | Добавил: msou
Просмотров: 1419 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: