Пятница
17.05.2024
14:14
Категории каталога
Мои файлы [16]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
МСОУ
Главная » Файлы » Мои файлы

Авторские подвижные игры
[ ] 05.12.2014, 10:40

Музыкально – игровая деятельность,  как  средство сенсомоторного развития

детей с ограниченными возможностями здоровья

Игра является ведущим видом детской деятельности дошкольника и имеет большое значение для  развития психических процессов, формирования творческой личности. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что  «игра- это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире»

Развитие музыкально – сенсорных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в музыкальной деятельности ребёнка через различные виды: музыкально – дидактические игры, пение, движения, с помощью которых происходит формирование слухового и зрительного внимания; памяти; мышления; развитие музыкальных способностей.        

Музыкально- дидактические игры - помогают ребёнку различать звуки по высоте, длительности; упражняют детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и лежат в основе развития музыкально- сенсорных способностей, являются средством развития музыкальной деятельности, которое объединяет все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на детских музыкальных инструментах.

Музыкально- дидактические - за основание которых взяты различные игровые действия детей называются -  подвижными, которые больше привлекают детей  нежели игры настольные.

Подвижные музыкально- дидактические игры: на восприятие (смена движений на смену  характера и окончания музыки; сменой жанров; частей произведения; чувства ритма; динамического восприятия; тембрового восприятия). Игровое действие  помогают ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку- легко его усвоить. Игровая ситуация создаёт психологическую у        установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла

Игровые моменты способствуют возникновению интереса к деятельности, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, что благоприятно действует  на развитие музыкальных способностей. Развитие  способностей предполагает  сочетание методов (зрительного, слухового, наглядного, координации слова и движения).   

Доступные и простые  игры должны быть для  ребёнка интересными, привлекательными, доступными, содержательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Ребёнок в процессе игры не только приобретает специальные музыкальные знания, у него в игровой форме  развиваются индивидуальные музыкальные способности, осуществляется сенсомоторное развитие, формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности, умение заниматься в коллективе.  .

Использование музыкально – ритмических движения для  сенсомоторного развития

   Одним из видов музыкальной деятельности детей является ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально- слуховое, зрительное восприятие, дети учатся различать цвета, формы, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной  деятельности.

 Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Умение согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Необходимо для развития заинтересованности детей внесение в музыкально- ритмические движения музыкально- дидактической игры, в виде игровых действий ( зайчиков и лисы, мишки и ёжика и т.д.), например, « Кто из леса вышел?», в виде использования музыкальных инструментов ( бубнов, маракасов, погремушек, колокольчиков и т.д.), например, в пляске «Наши ножки» на слова: «Топ-топ-топ» можно использовать ложки, для передачи ритмического рисунка и координации слова и движения.

 Для определения музыкального жанра: колыбельной, плясовой марша, хорошо использовать музыкально- дидактическую игру «Какая музыка?», менять музыкальные произведения, а дети меняют движения под каждую мелодию: «Колыбельная»- приседают, ручки под щёчку, «Плясовая»- выполняют любое плясовое движение, « Марш»- выполняют маршевую ходьбу по залу и т.д.

Для того, чтобы дети улавливали ритм и темп, использовала различные музыкальные инструменты (дети двигались с одновременной игрой на шумовых инструментах), для различения контрастных произведений ( дети играли на разных инструментах ( колокольчики и ложки). Для различения

Двухчастной или трёх частой формы музыкального произведения, меняла движения с игрой на музыкальных инструментах и  т. д.

 В танцах, играх , широко  используя музыкальные инструменты; кубики и палочки с разным звучание ( глухие- пластмассовые, звонкие- деревянные); ритмичные хлопки, перетопы,  позволяют делать занятия более интересными, а результаты положительными. Дети  приучаются чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от неё наслаждение, понимать красоту её звуков через развитие у детей музыкальных способностей – слух, музыкальную память, чувство ритма.

 

АВТОРСКИЕ  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ

Коррекционные задачи:

  • Развитие ритмического слуха.
  • Развитие слухового восприятия и внимания.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие восприятия цвета.

                                        Игра «Погремушки»

     Игровой материал: погремушки двух цветов: синие и жёлтые.

    Правила  игры. На окончание музыки спрятать погремушки за спинку.

                                             Ход игры

     Музыкальный руководитель показывает «волшебную коробочку» в которой лежат погремушки. Мальчики самостоятельно берут из коробочки погремушки синего цвета, а девочки жёлтого.

     На музыку «Полька» Белорусская народная мелодия дети бегают по кругу держа погремушки перед собой, на окончание музыки прячут погремушку за спинкой. Удивлённо: «А!»(спрятали погремушку).

Педагог:                 Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

                                Будет музыка играть.

                                Вы, ребята, не шутите,

                                Погремушки покажите!

    Звучит музыка, дети показывают погремушку.

Дети: Вот она!

    Игра повторяется.

Усложнённый вариант:

    На музыку «Полька» Белорусская народная мелодия дети бегают по кругу держа погремушки перед собой, на окончание музыки прячут погремушку за спинкой. Удивлённо: «А!»(спрятали погремушку).

После того как дети спрятали погремушку за спинку, они начинают её искать со словами:

                                 Я хожу, хожу, хожу,

                                 Погремушечку ищу.

(останавливаются) Погремушку покажу,

                                 Погремушкой позвеню. (звенят)

           Игра повторяется.

                                           « Ритмический  кубик»

    Игровой материал: 4 цвета больших обручей (жёлтый, красный, синий,

    зелёный). Кубики соответствующих цветов. На кубиках изображены

    ритмические рисунки – четыре варианта в виде кружочков.                                    

    Правила  игры.  Прохлопать  ритмический рисунок по ритмическому

    рисунку.

    Игровые действия.  У детей в руках по одному кубику. На полу лежат

    большие обручи. Дети под русскую народную музыку «Сапожки»

    спокойно ходят по всему залу. На окончание музыки дети должны встать в

    обруч соответствующего цвета и положить кубик в обруч

    соответствующего цвета. Потом все по очереди дети или по

    соответствующим цветам кубиков по указанию музыкального

    руководителя  должны прохлопать каждый свой ритмический рисунок.

Категория: Мои файлы | Добавил: msou
Просмотров: 1657 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: